"Проблема переходов между уровнями образования" (Университетский семинар МГПУ)

Переход из детского сада в начальную школу, из начальной школы — в основную, из основной — в старшую, из старшей — в высшую и т.д. Все эти переходы играют разную роль в жизни ребенка и взрослого, некоторые из них чреваты серьезными конфликтами, другие — проходят незаметно. Общие закономерности возрастного развития накладываются на специфику социальной ситуации, на особенности семейного уклада, на школьные традиции. Все это приводит к колоссальному разнообразию личных траекторий развития, понять которое трудно, а без хорошей теории и просто невозможно. Ввиду чрезвычайной значимости проблем возрастного развития мы решили в этом учебном году сфокусироваться именно на них.

Другие события 16+

2 октября 2019 года в 16.00 по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 8 состоится первое в этом учебном году заседание Университетского Семинара "Что такое деятельностный подход в образовании" (руководители — ректор ГАОУ ВО МГПУ И.М. Реморенко и проф. Б.Д. Эльконин).    

С основными сообщениями выступят научные сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ:

В дискуссии примут участие:  

Тезисы Б.Д. Эльконина:

Переходы в Развитии

  1. Позиция: полная форма опосредствования — Посредническое Действие (ПД). ПД – Единица Развития. Развитие есть построение, развертывание, преобразование ПД.
  2. Само построение («рождение») ПД есть переход: натуральное -> культурное; реактивное -> активное. В своей полноте ПД осуществляется (существует) как Событие.
  3. Задача Посредника – построение в Совокупном Действии (интерпсихической форме) общего Поля действия. Опосредствование – реконструкция стихийно возникшего и неявно определяющего активность Образа Поля действования, его «функционального поля» (П.Г.Нежнов).
  4. Необходимо различать и, вместе с тем, соотносить «масштабы» Переходов и, соответственно, масштабы ПД (функциональный генез, онтогенез, история детства). По Д.Б.Эльконину, соотнесение функционального генеза (актуалгенеза) и онтогенеза – основная задача Выготскианской психологии развития, вызов ей.
  5. Соотнесение актуалгенеза и онтогенеза требует ревизии представлений об интериоризации – ее понимание как условия освоения не только опор – их фиксация во внешней речи (теория поэтапного формирования), но и границ поля действия. Освоение ребенком поля возможного действия в онтогенезе не проходит бесконфликтно – попытки взрослого вмешаться с заданием опор действия встречают сопротивление. Действие строится как «Мое действие». Поле действия, удерживаемое взрослым, в решении задачи построения «операционно-технического» аспекта действия ребенка превращается в носитель его «мотивационно-смыслового» аспекта. Именно так «готовится» ключевой, согласно Д.Б.Эльконину переход в онтогенезе[1].

Ключевым вопросом полагания и исследования переходов в развитии является вопрос о том, какое действие представляется как Единица Развития, в каком действии с наибольшей полнотой связаны его «операционно-технический» и «мотивационно-смысловой» модусы. Это непосредственно-результативное, учебное, игровое или продуктивное действие? Полагаю, что таково именно Продуктивное Действие[2] — скрытая форма Посредничества и, соответственно, ПД, понятое как продуцирование (в знаке-значении) Образа Поля Действия.  

Тезисы П.Г. Нежнова:

Переходы между ступенями образования –

как смысловые ориентиры образовательного процесса

 

  1. Выделение переходов между ступенями образования как объекта рассмотрения – попытка опробовать очередной ракурс осмысления ситуации в образовании. Есть шанс, что он может оказаться продуктивным.
  2. Практическая проблемность переходов между образовательными ступенями, перманентные трудности их состыковки, обеспечения преемственности, — достаточно очевидна. Эта проблемность – прямое следствие институционального  оформления ступеней как  автономных звеньев цепочки, каждая из которых решает свою («возрастную») образовательную задачу.
  3. Состыковка ступеней связана с полаганием нормативных (целевых) представлений о том, какой культурно-психологический статус должен быть у ребенка в точке того или иного перехода. По идее этот статус  должен представлять собой  органичный сплав результатов решения предыдущей возрастной задачи и предпосылок вхождения в следующую фазу культурного развития.
  4. Деятельностная теоретико-методологическая платформа, завязанная на  теорию ведущей деятельности, не обеспечивает психологических оснований для состыковки образовательных ступеней. В этом отношении более продуктивна двухфазная периодизация культурного развития (Д.Б.Эльконин, В.И.Слободчиков и др.).
  5. Наиболее проблемным в теоретическом плане  представляется переход от дошкольной ступени к начальной школьной. При анализе этого перехода важно  учесть многочисленные разработки по проблеме готовности к школе.
  6. Более основательное решение проблемы в общей форме предполагает   построение целостного представления об итоговом психологическом новообразовании цикла культурного развития.

 

 

 

Вход свободный (Участникам необходимо зарегистрироваться). Прямая трансляция семинара пройдёт на Youtube-канале Авторского клуба.

Вопросы и предложения в рамках темы заседания можно оставить по ссылке.

Дополнительную информацию о Семинаре можно получить, направив письмо на адрес электронной почты: isp.info@mgpu.ru.

Доклады и дискуссии по итогам всех заседаний Семинара будут оцифрованы и оформлены в виде коллективной монографии.  Уже изданные монографии можно приобрести на сайте Авторского Клуба:  книга 1 (2018 год), книга 2 (2019 год)

С материалами Университетского семинара прошлых лет можно познакомиться по ссылке.

 

 

 

Поделиться:

1871 день назад
2 октября 2019 16:00–17:30

Москва
ул. Садовая-Самотечная, 8
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов