2 октября 2019 года в 16.00 по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 8 состоится первое в этом учебном году заседание Университетского Семинара "Что такое деятельностный подход в образовании" (руководители ректор ГАОУ ВО МГПУ И.М. Реморенко и проф. Б.Д. Эльконин).
С основными сообщениями выступят научные сотрудники лаборатории проектирования деятельностного содержания образования института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ:
В дискуссии примут участие:
Тезисы Б.Д. Эльконина:
Переходы в Развитии
- Позиция: полная форма опосредствования Посредническое Действие (ПД). ПД – Единица Развития. Развитие есть построение, развертывание, преобразование ПД.
- Само построение («рождение») ПД есть переход: натуральное -> культурное; реактивное -> активное. В своей полноте ПД осуществляется (существует) как Событие.
- Задача Посредника – построение в Совокупном Действии (интерпсихической форме) общего Поля действия. Опосредствование – реконструкция стихийно возникшего и неявно определяющего активность Образа Поля действования, его «функционального поля» (П.Г.Нежнов).
- Необходимо различать и, вместе с тем, соотносить «масштабы» Переходов и, соответственно, масштабы ПД (функциональный генез, онтогенез, история детства). По Д.Б.Эльконину, соотнесение функционального генеза (актуалгенеза) и онтогенеза – основная задача Выготскианской психологии развития, вызов ей.
- Соотнесение актуалгенеза и онтогенеза требует ревизии представлений об интериоризации – ее понимание как условия освоения не только опор – их фиксация во внешней речи (теория поэтапного формирования), но и границ поля действия. Освоение ребенком поля возможного действия в онтогенезе не проходит бесконфликтно – попытки взрослого вмешаться с заданием опор действия встречают сопротивление. Действие строится как «Мое действие». Поле действия, удерживаемое взрослым, в решении задачи построения «операционно-технического» аспекта действия ребенка превращается в носитель его «мотивационно-смыслового» аспекта. Именно так «готовится» ключевой, согласно Д.Б.Эльконину переход в онтогенезе.
Ключевым вопросом полагания и исследования переходов в развитии является вопрос о том, какое действие представляется как Единица Развития, в каком действии с наибольшей полнотой связаны его «операционно-технический» и «мотивационно-смысловой» модусы. Это непосредственно-результативное, учебное, игровое или продуктивное действие? Полагаю, что таково именно Продуктивное Действие скрытая форма Посредничества и, соответственно, ПД, понятое как продуцирование (в знаке-значении) Образа Поля Действия.
Тезисы П.Г. Нежнова:
Переходы между ступенями образования –
как смысловые ориентиры образовательного процесса
- Выделение переходов между ступенями образования как объекта рассмотрения – попытка опробовать очередной ракурс осмысления ситуации в образовании. Есть шанс, что он может оказаться продуктивным.
- Практическая проблемность переходов между образовательными ступенями, перманентные трудности их состыковки, обеспечения преемственности, достаточно очевидна. Эта проблемность – прямое следствие институционального оформления ступеней как автономных звеньев цепочки, каждая из которых решает свою («возрастную») образовательную задачу.
- Состыковка ступеней связана с полаганием нормативных (целевых) представлений о том, какой культурно-психологический статус должен быть у ребенка в точке того или иного перехода. По идее этот статус должен представлять собой органичный сплав результатов решения предыдущей возрастной задачи и предпосылок вхождения в следующую фазу культурного развития.
- Деятельностная теоретико-методологическая платформа, завязанная на теорию ведущей деятельности, не обеспечивает психологических оснований для состыковки образовательных ступеней. В этом отношении более продуктивна двухфазная периодизация культурного развития (Д.Б.Эльконин, В.И.Слободчиков и др.).
- Наиболее проблемным в теоретическом плане представляется переход от дошкольной ступени к начальной школьной. При анализе этого перехода важно учесть многочисленные разработки по проблеме готовности к школе.
- Более основательное решение проблемы в общей форме предполагает построение целостного представления об итоговом психологическом новообразовании цикла культурного развития.
Вход свободный (Участникам необходимо зарегистрироваться). Прямая трансляция семинара пройдёт на Youtube-канале Авторского клуба.
Вопросы и предложения в рамках темы заседания можно оставить по ссылке.
Дополнительную информацию о Семинаре можно получить, направив письмо на адрес электронной почты: isp.info@mgpu.ru.
Доклады и дискуссии по итогам всех заседаний Семинара будут оцифрованы и оформлены в виде коллективной монографии. Уже изданные монографии можно приобрести на сайте Авторского Клуба: книга 1 (2018 год), книга 2 (2019 год).
С материалами Университетского семинара прошлых лет можно познакомиться по ссылке.