20 ноября 2019 года в 15.30 по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 8 состоится третье в этом учебном году заседание Университетского Семинара "Что такое деятельностный подход в образовании" (руководители ректор ГАОУ ВО МГПУ И.М. Реморенко и проф. Б.Д. Эльконин).
С основным сообщением выступит доктор психологических наук, профессор Александр Леонидович Венгер
Тезисы А.Л. Венгера:
Подростковый кризис в структуре возрастов
- Подростковый возрастной период появился в ходе текущего кризиса детства. Согласно Ф.Арьесу, это «привилегированный возраст» ХХ века. В полном соответствии с принципами периодизации Д.Б.Эльконина, пара возрастов – подростковый и юношеский – «вклинилась» между возрастными периодами, обособившимися ранее: последним из детских возрастов (младшим школьным) и первым из взрослых (молодостью).
- Положение младшего школьника и молодого человека в обществе (ведущая деятельность этих возрастных периодов) исторически формировалось на протяжении нескольких веков и в настоящее время достаточно четко определено. В отличие от этого, подростковый возраст до сих пор не имеет адекватной ему ведущей деятельности. Ее выработка происходит стихийно, причем в большей мере со стороны самих подростков, чем взрослой части общества. Поэтому она часто принимает не столько общественно-полезные, сколько «общественно-вредные» формы, что несет в себе угрозу крайне неблагоприятных социальных последствий.
- Психическое развитие – это не «формирование» психики, а процесс ее «окультуривания». Оно совершается в совместной деятельности, которая представляет собой взаимодействие, а порой и драматическое столкновение спонтанной активности ребенка и культурно организованной активности взрослого.
- Условием развития общества служит спонтанность ребенка как субъекта активности, если эта спонтанность не устраняется, а культивируется (поддерживается и «окультуривается») в процессе его воспитания. Воспитание, подавляющее спонтанную активность ребенка, может вести к стагнации и деградации общества. «Неокультуренная» спонтанность не менее опасна: она чревата анархическим антиобщественным бунтом.
- Полноценная ведущая деятельность подросткового возраста требует, в первую очередь, внешкольных форм. И двигаться следует не «сверху» (создавая новую пионерию или комсомол), а «снизу», опираясь на потенциально позитивные формы активности самих подростков: интернет-сообщества («виртуальные клубы»), подростковые рок-группы и т.п.
- Сегодня массовые спонтанные формы подростковой активности представлены у нас, в лучшем случае, движением футбольных фанатов. Те взрослые, которые участвуют в этих движениях, а иногда и организуют их, – это не представители культурных форм активности, а подростковая «пятая колонна» во взрослом мире (в отличие от распространенной в США практики специальной подготовки юных болельщиков и болельщиц, – придающей их активности культурную, театрализованную форму). В нашей стране «взрослый» ответ на движение футбольных фанатов ограничивается милицейскими кордонами.
- Задача «окультуривания» подростковой активности – это не узко психологическая, а общественно значимая социальная задача. Если в ближайшие годы она не будет решена, то последствия могут оказаться крайне неприятными для всего общества.
Вход свободный (Участникам необходимо зарегистрироваться). Прямая трансляция семинара пройдёт на Youtube-канале Авторского клуба.
Вопросы и предложения в рамках темы заседания можно оставить здесь.
Дополнительную информацию о Семинаре можно получить, направив письмо на адрес электронной почты: isp.info@mgpu.ru.
Доклады и дискуссии по итогам всех заседаний Семинара будут оцифрованы и оформлены в виде коллективной монографии. Уже изданные монографии можно приобрести на сайте Авторского Клуба: книга 1 (2018 год), книга 2 (2019 год).
С материалами Университетского семинара 2018-2019 гг можно познакомиться по ссылке.