"Подростковый кризис в структуре возрастов" (Университетский семинар МГПУ)

Переходы между уровнями образования — главная тема Университетского семинара в этом учебном году. Очередное заседание состоится 20 ноября 2019 года. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ВРЕМЕНИ СЕМИНАРА: НАЧАЛО В 15.30. Даты Университетского семинара в 2019 году: 2 октября, 23 октября, 20 ноября, 18 декабря Даты Университетского семинара в 2020 году: 22 января, 19 февраля, 18 марта, 22 апреля, 20 мая.

Другие события 16+

20 ноября 2019 года в 15.30 по адресу: ул. Садовая-Самотечная, д. 8 состоится третье в этом учебном году заседание Университетского Семинара "Что такое деятельностный подход в образовании" (руководители — ректор ГАОУ ВО МГПУ И.М. Реморенко и проф. Б.Д. Эльконин).    

С основным сообщением выступит доктор психологических наук, профессор Александр Леонидович Венгер

Тезисы А.Л. Венгера:

 

Подростковый кризис в структуре возрастов

  1. Подростковый возрастной период появился в ходе текущего кризиса детства. Согласно Ф.Арьесу, это «привилегированный возраст» ХХ века. В полном соответствии с принципами периодизации Д.Б.Эльконина, пара возрастов – подростковый и юношеский – «вклинилась» между возрастными периодами, обособившимися ранее: последним из детских возрастов (младшим школьным) и первым из взрослых (молодостью).
  2. Положение младшего школьника и молодого человека в обществе (ведущая деятельность этих возрастных периодов) исторически формировалось на протяжении нескольких веков и в настоящее время достаточно четко определено. В отличие от этого, подростковый возраст до сих пор не имеет адекватной ему ведущей деятельности. Ее выработка происходит стихийно, причем в большей мере со стороны самих подростков, чем взрослой части общества. Поэтому она часто принимает не столько общественно-полезные, сколько «общественно-вредные» формы, что несет в себе угрозу крайне неблагоприятных социальных последствий.
  3. Психическое развитие – это не «формирование» психики, а процесс ее «окультуривания». Оно совершается в совместной деятельности, которая представляет собой взаимодействие, а порой и драматическое столкновение спонтанной активности ребенка и культурно организованной активности взрослого.
  4. Условием развития общества служит спонтанность ребенка как субъекта активности, если эта спонтанность не устраняется, а культивируется (поддерживается и «окультуривается») в процессе его воспитания. Воспитание, подавляющее спонтанную активность ребенка, может вести к стагнации и деградации общества. «Неокультуренная» спонтанность не менее опасна: она чревата анархическим антиобщественным бунтом.
  5. Полноценная ведущая деятельность подросткового возраста требует, в первую очередь, внешкольных форм. И двигаться следует не «сверху» (создавая новую пионерию или комсомол), а «снизу», опираясь на потенциально позитивные формы активности самих подростков: интернет-сообщества («виртуальные клубы»), подростковые рок-группы и т.п.
  6. Сегодня массовые спонтанные формы подростковой активности представлены у нас, в лучшем случае, движением футбольных фанатов. Те взрослые, которые участвуют в этих движениях, а иногда и организуют их, – это не представители культурных форм активности, а подростковая «пятая колонна» во взрослом мире (в отличие от распространенной в США практики специальной подготовки юных болельщиков и болельщиц, – придающей их активности культурную, театрализованную форму). В нашей стране «взрослый» ответ на движение футбольных фанатов ограничивается милицейскими кордонами.
  7. Задача «окультуривания» подростковой активности – это не узко психологическая, а общественно значимая социальная задача. Если в ближайшие годы она не будет решена, то последствия могут оказаться крайне неприятными для всего общества.

 

 

Вход свободный (Участникам необходимо зарегистрироваться). Прямая трансляция семинара пройдёт на Youtube-канале Авторского клуба.

Вопросы и предложения в рамках темы заседания можно оставить здесь

Дополнительную информацию о Семинаре можно получить, направив письмо на адрес электронной почты: isp.info@mgpu.ru.

Доклады и дискуссии по итогам всех заседаний Семинара будут оцифрованы и оформлены в виде коллективной монографии.  Уже изданные монографии можно приобрести на сайте Авторского Клуба:  книга 1 (2018 год), книга 2 (2019 год)

С материалами Университетского семинара 2018-2019 гг можно познакомиться по ссылке.

 

 

 

Поделиться:

1829 дней назад
20 ноября 2019 15:30–17:30

Москва
ул. Садовая-Самотечная, 8
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов