Второе заседание Научного Авторского Клуба посвящено проблеме нормы. На встрече доктора психологических наук, профессора Н.Е. Вераксы и доктора психологических наук, профессора А.Л. Венгера пойдет разговор об отличительных признаках нормы и ее применения в повседневной жизни. Мы посмотрим на норму с точки зрения психологии и педагогики; поговорим об отклонениях от нормы, в том числе, обсудим одаренность; окунемся в историю развития культуры и выясним кем создается норма; узнаем как ее можно нарушить и почему норма подразумевает свое собственное разрушение.
Николай Евгеньевич Веракса:
Теневая сторона нормы (или ее скрытые свойства)
1. АВТОРСТВО. Норма имеет автора. В этом смысле всякая норма является порождением личности. Проживание нормы фактически общение с конкретной Личностью.
2. ПОТРЕБНОСТЬ. Норма удовлетворяет потребность и может рассматриваться как форма удовлетворения потребности. В этом случае культура представляет собой систему удовлетворения потребностей.
3. ПУТИ СОЗДАНИЯ. Норма есть создание нового и является творческим актом (Моцарт и Сальери).
4. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ НОРМЫ УГРОЗА РАЗРУШЕНИЯ. Норма возникает в точке напряжения и предполагает свое разрушение.
5. СПОСОБЫ НАРУШЕНИЯ. Норма создаётся в пространстве возможностей и представляет собой одну из вырезанных возможностей. Поэтому норма предполагает свой способ нарушения. Поскольку каждая возможность лежит на поверхности ситуации, на ее границе, то нормативная система имеет слои.
6. ЕДИНСТВО НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЫ. Каждая последующая норма в рамках культуры возникает в результате проживания предыдущей нормы. Она удерживает всю систему предыдущих норм. Отказ от одной нормы может привести к разрушению всей системы. Примеры: Ликург (Спарта); Горбачёв (Социализм с человеческим лицом).
Александр Леонидович Венгер:
Норма в обучении и не только
1. Норма как социальный норматив. Норма, задаваемая социумом в целом и непосредственным социальным окружением (пример: нормы в разных стратах общества). Проблема школы: совместное обучение представителей разных социальных групп.
2. Одаренность как отклонение от нормы; ее связь с другими отклонениями и пограничными вариантами (психическими заболеваниями, акцентуациями и т.п.). Проблемы, испытываемые и создаваемые одаренным ребенком в школе.
3. Стигматизация и самостигматизация отклонений от нормы в разных сферах (физической, когнитивной, личностной). Стигматизация в инклюзивном обучении.
4. Норма и преходящие отклонения от нее (неврозы и т.п.). Компенсация и декомпенсация отклонений от нормы; декомпенсирующие влияния социального окружения.
5. Пограничные варианты нормы. Асинхронии развития.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.