О чем пойдет разговор на лекции профессора Б.Д. Эльконина
Основным, фундаментальным результатом развивающего образования, является (а в проектном залоге – «должна быть») субъектность образующегося (учащегося)
В общем виде субъектность – это такой способ жизни, в котором человек строит (порождает) формы собственного поведения. В случае школы – собственного обучения.
С этой точки зрения образование может быть рассмотрено и рассматривается как прогресс субъектности. На каждом его новом этапе преодолеваются необходимые (сущностные) ограничения субъектности, характерные для предыдущего.
В образцовой педагогической практике субъектность индивида выступает как его инициативность и самостоятельность. При правильном осуществлении развивающего образования самостоятельность и инициативность становятся мотивационно-целевым аспектом педагогических действий. Все что ни делается, делается для этого.
В то же время, для традиционной школьной практики и соответствующего ей педагогического сознания, разговор об инициативности и самостоятельности в плохом случае – вреден и опасен, а в хорошем – бессмысленен. Вреден и опасен потому, что в подобных педагогике и сознании педагогические цели осуществляются прямо и непосредственно. Негласно допускается, что субъектные черты поведения ребенка должны стать предметом прямых воспитательных воздействий. Таковыми является демонстрация примеров (понятных и наглядных) «правильного» поведения, специальное подчеркивание успехов одних детей для других, придумывание неких правил и образцов «нужного» поведения, и, наконец, попросту однообразное, нудно-дидактичное и, в то же время агрессивное, внушение социального стереотипа. Как и во всех других случаях, в данном – попытки прямого достижения цели есть зло и «благими намерениями дорога в ад вымощена».
В развивающем образовании никакое прямое «воспитание» самостоятельности, инициативности и связанной с ними ответственности немыслимо. Задача в том, чтобы обучение включало в себя разные ситуации фактической самостоятельности (ситуации «пребывания» в самостоятельности).
Границы самостоятельности задаются ролью педагога в определении и построении ориентировочной основы действий ребенка или шире – его ролью в фазе подготовки детского действия. Это может быть руководство, инициация, тренировка, консультация и т. д. По мере взросления ребенка педагог должен переходить от руководства и инициации к экспертно-консультационной практике работы.
Разные роли педагога и разные ситуации опосредствования задают разные нормы и формы контроля и оценки действий ученика, а также разные нормы и формы организации детского и детско-взрослого взаимодействия и управления им. Так, например, дискуссия о границах познавательного орудия (средняя школа) должна проходить безоценочно, а проверка некоторых навыков, напротив, объективистски, т.е., в пределе, и вовсе без учителя – в форме компьютерного тестирования.
Разноформность и разномерность детской самостоятельности не является следствием некоей специально придуманной воспитательной практики с ее целями, мечтаниями и иллюзиями. Они являются следствием анализа логики самого предмета и связанной с ней логикой освоения предмета.
Лишь двигаясь в организованности, включающей в себя разные предметные границы участия в замысливании, программировании и выполнении действий ребенок может стать осмысленно самостоятельным и инициативным. В этом случае он сможет адекватно оценить и определить форму своего участия и участия других в предстоящем действии – сможет испытать и связать меры самоосуществления и самоорганизации, т.е. самоопределиться.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.