О чем пойдет разговор на лекции профессора Б.Д. Эльконина
Основным, фундаментальным результатом развивающего образования, является (а в проектном залоге – «должна быть») субъектность образующегося (учащегося)
В общем виде субъектность – это такой способ жизни, в котором человек строит (порождает) формы собственного поведения. В случае школы – собственного обучения.
С этой точки зрения образование может быть рассмотрено и рассматривается как прогресс субъектности. На каждом его новом этапе преодолеваются необходимые (сущностные) ограничения субъектности, характерные для предыдущего.
В образцовой педагогической практике субъектность индивида выступает как его инициативность и самостоятельность. При правильном осуществлении развивающего образования самостоятельность и инициативность становятся мотивационно-целевым аспектом педагогических действий. Все что ни делается, делается для этого.
В то же время, для традиционной школьной практики и соответствующего ей педагогического сознания, разговор об инициативности и самостоятельности в плохом случае – вреден и опасен, а в хорошем – бессмысленен. Вреден и опасен потому, что в подобных педагогике и сознании педагогические цели осуществляются прямо и непосредственно. Негласно допускается, что субъектные черты поведения ребенка должны стать предметом прямых воспитательных воздействий. Таковыми является демонстрация примеров (понятных и наглядных) «правильного» поведения, специальное подчеркивание успехов одних детей для других, придумывание неких правил и образцов «нужного» поведения, и, наконец, попросту однообразное, нудно-дидактичное и, в то же время агрессивное, внушение социального стереотипа. Как и во всех других случаях, в данном – попытки прямого достижения цели есть зло и «благими намерениями дорога в ад вымощена».
В развивающем образовании никакое прямое «воспитание» самостоятельности, инициативности и связанной с ними ответственности немыслимо. Задача в том, чтобы обучение включало в себя разные ситуации фактической самостоятельности (ситуации «пребывания» в самостоятельности).
Границы самостоятельности задаются ролью педагога в определении и построении ориентировочной основы действий ребенка или шире – его ролью в фазе подготовки детского действия. Это может быть руководство, инициация, тренировка, консультация и т. д. По мере взросления ребенка педагог должен переходить от руководства и инициации к экспертно-консультационной практике работы.
Разные роли педагога и разные ситуации опосредствования задают разные нормы и формы контроля и оценки действий ученика, а также разные нормы и формы организации детского и детско-взрослого взаимодействия и управления им. Так, например, дискуссия о границах познавательного орудия (средняя школа) должна проходить безоценочно, а проверка некоторых навыков, напротив, объективистски, т.е., в пределе, и вовсе без учителя – в форме компьютерного тестирования.
Разноформность и разномерность детской самостоятельности не является следствием некоей специально придуманной воспитательной практики с ее целями, мечтаниями и иллюзиями. Они являются следствием анализа логики самого предмета и связанной с ней логикой освоения предмета.
Лишь двигаясь в организованности, включающей в себя разные предметные границы участия в замысливании, программировании и выполнении действий ребенок может стать осмысленно самостоятельным и инициативным. В этом случае он сможет адекватно оценить и определить форму своего участия и участия других в предстоящем действии – сможет испытать и связать меры самоосуществления и самоорганизации, т.е. самоопределиться.
Москва
Садовническая ул., дом 21
Показать на карте
Уже есть билет
Восстановить или вернуть
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.