Третье заседание Научного Авторского Клуба посвящено проблеме преодоления (или не преодоления) натурального в культурном. Вот некоторые мысли участников этой встречи.
Николай Евгеньевич Веракса, доктор психологических наук, почетный доктор Гетеборгского университета (Швеция), профессор, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета
Из работ Выготского совершенно отчетливо следует, что натуральное и культурное это две стороны одного процесса развития. Выготский прямо говорил, что из сплетения этих двух линий и возникает развитие. Однако если культурному началу было уделено большое внимание исследователей, то, как ни парадоксально это звучит, натуральному в исследовании детства места практически не нашлось. Но что такое культурная сторона? Видимо это некоторая культурная норма или, грубо говоря, форма поведения, принятая в конкретной ситуации в качестве желаемой и социально одобряемой. А натуральное это как раз такая форма поведения, которая выходит за рамки социальной нормы. Но если разобраться, то окажется, что и культурное поведение и натуральное поведение представляют собой возможности поведения или действия в конкретной ситуации. Другими словами, в этой ситуации имеется большое число возможностей действия, но культура или социум вырезает какую-то одну из этих возможностей и объявляет её нормой. (Сравни: Скиннер – оперантное научение). В связи с этим совершенно понятно, что встаёт вопрос, может ли культурное возникнуть без натурального? Видимо, нет!!! Тогда возникает второй вопрос, какую роль играет натуральное в детском развитии и в образовательном процессе? Это – долгий раговор.
Борис Даниилович Эльконин, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института РАО, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета
Галина Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Психологического института РАО
Вот мои три предложения:
1) Натурализм не надо ПРЕОДОЛЕВАТЬ (в смысле избавляться от натурального вИденья).
2) Натуральное и культурное в их взаимосвязи это восхитительная игра, то есть риск.
3) Этот перенос и взаимоотображение культурного в натуральном характерен и для слов, и для мыслей.
Пример:
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
С. Я. Маршак.
Елена Васильевна Чудинова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО:
Владимир Александрович Львовский, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Московского городского педагогического университета
1. Обучение устроено таким интересным образом, что большинство учеников успешно преодолевают культурное и сохраняют "свое натуральное" (по словам Б.Д. Эльконина житейское и научное существует на параллельных путях).
2. Очень часто то, что мы называем "натуральным", "житейским", "наивным" возникло не до обучения и не вопреки обучению, а именно благодаря ему. Некоторые примеры на материале физики могу привести.
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.