На пятом заседании Научного Авторского Клуба 14 февраля в 17.00 выступит доктор психологических наук, профессор Галина Анатольевна Цукерман.
Ключевые вопросы:
Цукерман Галина Анатольевна, Москва
Доктор психологических наук, профессор.
Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. Психолог школы №91 РАО.
Член редакционного совета журнала «Вопросы психологии», член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология».
Действительный член некоммерческого партнерства «Авторский клуб».
В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме: на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе», в 1992 г. докторскую диссертацию на тему «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться».
Ученица Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, создателей теории и практики развивающего обучения.
Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Она выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым, является необходимым условием психического развития ребенка. Без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Взрослый передает весь операциональный состав действия, но остается держателем смыслов и целей. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Г.А. Цукерман рассматривает кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим концом формирования, как существенное условие интериоризации действий.
Г.А. Цукерман анализировала психолого-педагогические условия возникновения у ребенка умения учиться. Она показала, что при научной организации учебной деятельности, при специальном конструировании учебных предметов ребенок в младшем школьном возрасте овладевает не только общими способами действий с понятиями, но и общими для всех участников совместной деятельности способами взаимодействия. По ее предположению, «специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок». Ею разработаны принципы построения учебных предметов, благодаря которым дети овладевают не только, содержанием, но и, что особенно важно, формой учебной деятельности.
Разработала учебник русского языка в системе Эльконина – Давыдова, соавтор букваря Д.Б. Эльконина.
Автор многочисленных публикаций, в том числе книг:
Если вы оплатили участие в событии, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.