Повествование (narrative) как средство постановки первой учебной задачи и построения первой учебной модели (Г.А. Цукерман)

//ФОТО слева направо: проф. Б.Д. Эльконин, проф. А.Л. Венгер, проф. Н.Е. Веракса. За кадром — автор фотографии и полноценный участник обсуждения профессор, чл.-корр. РАО М.В. Кларин.// Научный Авторский Клуб в новом формате: ведущие психологи и педагоги в неспешных беседах в неформальной обстановке обсуждают интересующие их темы. Очередная встреча посвящена нарративу в обучении младших школьников — что это такое: средство инициации детского действия или "развлекуха". Встреча проходит в режиме "аквариума": у всех, кто готов поддержать научные проекты Авторского Клуба, есть возможность принять дистанционное участие (можно также посмотреть встречу в записи). Возникающие по ходу мысли и вопросы присылайте на почту lvovsky@mail.ru или на нашу страницу в фейсбуке www.facebook.com/groups/ClubAuthor/...

Наука 16+

На пятом заседании Научного Авторского Клуба  14 февраля в 17.00  выступит доктор психологических наук, профессор Галина Анатольевна Цукерман

Ключевые вопросы: 

  • Как увидеть целое раньше частей?  Как удерживать целостность?
  • Что нужно сделать, чтобы первую учебную задачу поставил не учитель, а "учебное сообщество"?
  • Почему, для чего и для кого дети строят звуковые схемы?
  • Как ввести ребенка в особые практики понятийного мышления и действия?
  • Как помогает нарратив решать вышеперечисленные задачи?

 

 

Цукерман Галина Анатольевна, Москва

img_imgtop_reg_1_96521.jpg?1534854475

Доктор психологических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. Психолог школы №91 РАО.

Член редакционного совета журнала «Вопросы психологии», член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология».

Действительный член некоммерческого партнерства «Авторский клуб».

В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме: на материале экспериментального обучения родному языку в начальной школе», в 1992 г. — докторскую диссертацию на тему «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться».

Ученица Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, создателей теории и практики развивающего обучения.

Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. Ею были получены экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Она выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым, является необходимым условием психического развития ребенка. Без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Взрослый передает весь операциональный состав действия, но остается держателем смыслов и целей. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Г.А. Цукерман рассматривает кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим концом формирования, как существенное условие интериоризации действий.

Г.А. Цукерман анализировала психолого-педагогические условия возникновения у ребенка умения учиться. Она показала, что при научной организации учебной деятельности, при специальном конструировании учебных предметов ребенок в младшем школьном возрасте овладевает не только общими способами действий с понятиями, но и общими для всех участников совместной деятельности способами взаимодействия. По ее предположению, «специфика учебного взаимодействия состоит в появлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок». Ею разработаны принципы построения учебных предметов, благодаря которым дети овладевают не только, содержанием, но и, что особенно важно, формой учебной деятельности.

Разработала учебник русского языка в системе Эльконина – Давыдова, соавтор букваря Д.Б. Эльконина.

Автор многочисленных публикаций, в том числе книг:

  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
  • Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2001. — 160 с.
  • Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.
  • Цукрман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Авторский Клуб,  2015.

Поделиться:

1531 день назад
14 февраля 2020 17:00–19:00

Событие пройдет онлайн

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов