Современный учитель физики и естествознания. Записи встреч

Серия семинаров посвящена проблеме деятельностного подхода в преподавании физики и других предметов естественнонаучного цикла в школе и высшем учебном заведении.

Наука 16+

2020-2021 учебный год

Записи семинаров смотрите на канале Авторского клуба

 

2019-2020 учебный год

Мы провели 6 встреч, на которых выступали преподаватели магистратуры Московского городского педагогического университета  "Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания".  Все записи можно посмотреть по ссылкам ниже.  Если Вас заинтересует наша магистерская программа, подробную информацию, консультации и день открытых дверей Вы найдете по ссылке

 

На шестой встрече  16 июня  у нас был замечательный гость:  кандидат физико-математических наук, профессор Наталия Андреевна Парфентьева с увлекательной лекцией "для всех":  "Очарование физики".  

Парфентьева Наталия Андреевна — кандидат физико-математических наук, почетный работник высшего образования, профессор, член-корреспондент МОИП (Московское общество испытателей природы).

Научные труды — около 200 статей по теме научной работы, участник международных конференций.

Автор более 20 книг и пособий для учащихся (в том числе: "Правильные решения задач по физике",  "25 шагов к сдаче ЕГЭ", "Решение задач по физике. В помощь поступающим в ВУЗы. В 2 томах").   Титульный редактор  классического курса Мякишев, Буховцев и др. "Физика" 10,11 классы, — изд-во"Просвещение". 


 

Пятая встреча  4 июня в 16.00.  Презентацию можно скачать по ссылке

 

Встречу провел Владимир Александрович Львовский — выпускник физического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (1980 год),  кандидат психологических наук,  автор курса физики в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.  4 июня  обсуждалась проблематика деятельностного подхода к преподаванию физики в основной школе:

  • современные проблемы физического образования,
  • как сделать физику интересным предметом для подростков,
  • как при этом не потерять саму физику,
  • чем отличается учебный предмет от научного,
  • зачем деятельностная пропедевтика физических понятий и курс «Введение в физику».

Четвертая встреча состоялась 26 мая в 16.00.

У нас в гостях были:

Третья встреча состоялась 21 мая.   В гостях у нас были Борис Даниилович Эльконин и Елена Васильевна Чудинова.  К сожалению,  технический сбой не позволи записать встречу полностью (запись идет примерно с 15-ой минуты), но мы постараемся восстановить основные тезисы и разместить их здесь. 

 Запись 

Вторая встреча закончилась разговором о модели:

«Для естественнонаучников и особенно физиков – основная забота: модель должна стать средством, способом построения неких представлений о некоей реальности (еще не действительности, а реальности). Что значит «стать способом»? Это значит, она должна испытываться относительно своих границ.  … В отношении каких границ некоторое высказывание (F = ma) оказывается частным.

Вовлеченность учителя реализуется в построении им общего способа действия, преодолевающего непосредственное движение, и реализуется этот общий способ действия в испытании модельности модели, в испытании схемы на границы своей общности (П.Г. Нежнов это называет функциональным полем). …

Для меня все эти три параграфа – вовлеченность, учебная задача и модель связаны» (Б.Д. Эльконин).

С участниками встречи мы обсудили, какому из упомянутых "трех параграфов", о которых рассказывал Б.Д. Эльконин, следует уделить внимание на последующих встречах.  Вопреки моим ожиданиям,  голоса разделились примерно пополам между "вовлеченностью" и "моделированием".  Я бы для начала выбрал для разговора учебную задачу, но мы об этом еще успеем поговорить.  Пока Борис Даниилович может уделить нам еще немного времени,  я попросил его немного развернуть тезис о модели и моделировании.  Таким образом, третью встречу снова начнет небольшим выступлением проф.  Эльконин.  

Второй наш гость — замечательная и удивительная Елена Васильевна Чудинова, она приведет пример моделирования на уроках окружающего мира. 

***

На второй встрече 19 мая о своем видении проблемы современного учителя рассказал профессор Б.Д. Эльконин.   Краткая стенограмма выступления проф. Эльконина. Мы также начали разговор о деятельностном уроке по естественным наукам в разных возрастах.


Борис Даниилович Эльконин — доктор психологических наук, профессор, зав.лабораторией младшего школьника Психологического института РАО,  главный научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, главный редактор журнала «Культурно-историческая психология», научный консультант магистерской программы «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»; главный эксперт Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

***

Первая встреча (вводная) состоялась 14 мая, на ней мы обсудили перечень тем, которые следует обсудить на семинаре.  Запись можно посмотреть

 

 

Приглашаем студентов, учителей, выпускников классических, педагогических, технических университетов на серию семинаров, посвященных проблемам современного учителя физики и естествознания, современному деятельностному уроку и — шире — деятельностным практикам, проектно-исследовательским и тренинговым формам работы с учениками и студентами.

В мае 2020 года запланированы семинары в следующие даты: 14, 19, 21, 26 мая с 16.00 до 17.30

На семинарах выступят преподаватели Магистерской программы «Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания».

Руководитель семинара:  кандидат психологических наук, учитель физики и естествознания, автор учебных пособий по физике  Владимир Александрович Львовский

В семинарах принимают участие: 

  • кандидат педагогических наук, доцент С.А. Ловягин
  • доктор психологических наук, профессор Б.Д. Эльконин
  • доктор педагогических наук, профессор, член-корр. РАО  М.В. Кларин
  • доктор философских наук, профессор А.А. Попов
  • кандидат психологических наук, доцент М.А. Янишевская
  • кандидат физико-математических наук, профессор Н.А. Парфентьева
  • кандидат психологических наук, доцент А.М. Медведев
  • учитель физики и естествознания Е.Г. Ушакова
  • кандидаты педагогических наук, авторы курса географии А.Б. Воронцов и С.П. Санина
  • кандидат психологических наук, автор курса окружающего мира и биологии Е.В. Чудинова, учитель биологии В.Е. Зайцева
  • авторы курса природоведения и химии, учителя кандидат психологических наук Е.В. Высоцкая, кандидат химических наук С.Б. Хребтова, кандидат педагогических наук А.Г. Малин
  • и другие преподаватели педагогической магистратуры МГПУ "Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания".

Серия семинаров посвящена проблемам современного учителя физики и естествознания, современному деятельностному уроку и — шире — деятельностным практикам, проектно-исследовательским и тренинговым формам работы с учениками и студентами. На семинарах будут продемонстрированы конкретные практики, фрагменты уроков и образовательных событий, обсуждены теоретические основания деятельностного подхода в преподавании физики и естественнонаучных предметов. В форме дискуссии мы обсудим, как должно быть выстроено обучение, сочетающие очные формы с дистанционными технологиями, рассмотрим различные компьютерные приложения, которые помогают учителю развивать мышление и естественнонаучную грамотность на уроках и в дополнительном образовании.

Отдельно мы расскажем о программе магистратуры «Деятельностные образовательные практики: физика и основы естествознания» и поможем подготовиться к поступлению в нее.

Программа нацелена на педагогов, которые хотят освоить и применять современные деятельностные образовательные технологии в физике и естествознании и выпускникам технических вузов, которые планируют получить квалификацию педагога и работать в образовательных учреждениях.

По окончании программы выпускники получат степень магистра педагогического образования.

В процессе обучения магистранты:

  • знакомятся с основами культурно-исторической психологии и деятельностного подхода;
  • обсуждают проблемы на научно-методическом семинаре;
  • проектируют уроки по физике и другим предметам естественнонаучного цикла в рамках деятельностного подхода;
  • находят пути интегрирования физики с другими учебными предметами и узнают способы обучения решению сложных физических задач.

Руководитель программы – Владимир Львовский, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования.


 

Поделиться:

1524 дня назад
5 августа 2020 16:00–17:30

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов