Федеральная инновационная площадка "Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе"

С 7 по 10 февраля 2022 года состоятся вебинары, на которых мы расскажем об основных направлениях работ Федеральной инновационной площадки "Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе".

Наука 16+

В декабре 2021 года по результатам конкурсного отбора приказом Минпросвещения РФ Московскому городскому педагогическому университету присвоен статус федеральной инновационной площадки (ФИП) по проекту «Реализация сетевой образовательной программы в старшей школе» (подробнее). 

На вебинарах мы расскажем о тех направлениях, в которые могут включаться образовательные и научные организации из всех регионов РФ. Если вы не сможете принять участие в вебинарах, заходите на сайт Авторского Клуба в раздел "Проекты/ФИП" — там будут выложены все материалы http://author-club.org/projects/fip...

 

7 февраля 16:00-17:00 мск

Тема: “Старшая школа: пространство профессиональных проб, профильные кластеры, презентационность и социальное проектирование”.

Ведущий: Иванова Е.В., кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.Чем отличается пространство старшей школы от начальной и основной?  Как меняются психофизиологические характеристики возраста и как это отражается на образовательной инфраструктуре старшей школы?

Поговорим о том, каким образом можно спроектировать образовательную среду старшей школы и какие примеры старших школ уже есть в мире и в России:

  • чем отличается пространство старшей школы от начальной и основной? 
  • как меняются психофизиологические характеристики возраста и как это отражается на образовательной инфраструктуре старшей школы?

8 февраля 16:00-17:00 мск

Тема: "Разработка и апробация инструментария оценки качества образования"

Ведущие: 

  • Аронов А.М., кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Знаменская О.В., кандидат физико-математических наук, доцент, эксперт лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Уляшев К.Д., эксперт лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Ушакова Е.Г., научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Янишевская М.А., кандидат психологических наук, доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ.

Разработка и апробация инструментария оценки качества образования должны проходить с учетом требований и критериев внешней оценки и аттестации (в частности, ОГЭ и ЕГЭ). Задача  — формулирование требований к построению контрольно-измерительных материалов, позволяющих оценить не только объем конкретных знаний обучающегося и умения их применять для решения "стандартных" задач, но и возможность рефлексивного уровня, когда обучающийся ориентируется на существенные отношения, связывающие элементы задачной ситуации. Школам будет предложены концепция и образцы предметного материала (математика, русский язык и естествознание) для совместной разработки многоуровневых диагностических методик как инструментария оценки качества образования. Будут разработаны и апробированы задания, диагностирующие эффективность использования моделирования для освоения понятий в естественных науках, математике, русском языке. Эти материалы можно использовать как инструмент диагностики сформированности у детей рефлексивного и функционального уровней (по Student Achievements Monitoring) освоения понятий.

8 февраля 17:00-18:00 мск

Тема: "Развитие образовательной среды школы средствами театральной педагогики".

Ведущие:

  • Никитина А.Б., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Климова Т.А., старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.

Эта тема предполагает в первую очередь знакомство с опытом разных школ в сфере использования методов и приемов театральной педагогики, а также проведение совместных образовательных событий, которые могут помочь развиваться каждому из партнеров. 

Тема: "Проектно-исследовательская деятельность в сетевой школе".

Образовательная урбанистика: использование городских ресурсов для организации исследовательской и проектной деятельности и педагогов, и учащихся.

Ведущие:

  • Буланов М.В., эксперт лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Россинская А.Н., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.

Сотрудничество может быть построено как на разработке учебных курсов, стимулирующих самостоятельную деятельность обучающихся или ориентированных на активное использование ресурсов города в учебном процессе, так и на обсуждении актуальных вопросов самостоятельного освоения городских ландшафтов подростками и образовательных эффектов этих практик.

Медиа и клубы как образовательные технологии.

Ведущие:

  • Сененко О.В., кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик, НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Киктева К.С., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Борусяк Л.Ф., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.

Исследование форм организации образовательного взаимодействия, которые пока довольно редко осмысляются в российских школах как продуктивные, тогда как для современной культуры они становятся все более актуальными и востребованными, а потому обладают максимальной привлекательностью для подростков. 

Партиципаторная школьная библиотека.

Ведущие:

  • Романичева Е.С., кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Асонова Е.А., кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.

Для образовательных организаций, которые хотели бы развивать образовательную среду за счет трансформации библиотек и школьных библиотечных практик, вовлекая в их развитие всех участников образовательных отношений, кто готов пересмотреть функционал школьной библиотеки, вовлечь в ее проектирование и работу учащихся и учителей. 

9 февраля 16:00-17:00 мск

Тема: "Проектирование деятельностного содержания основного и дополнительного образования".

Ведущие:

  • Высоцкая Е.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории младшего школьника ФГБНУ ПИ РАО;
  • Знаменская О.В., кандидат физико-математических наук, доцент, эксперт лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Львовский В.А., кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Ушакова Е.Г., научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Хребтова С.Б., кандидат химических наук, доцент ФГБОУ ВО МПГУ.

Проектирование деятельностного содержания основного и дополнительного образования в рамках ФИП исходит из принципиальной непрерывности изучения основ наук (учебных предметов) с 5 по 11 класс. В этой рамке особый вес приобретают:

  • пропедевтические курсы и перестройка на их основе содержания основных курсов;
  • введение углубленного содержания дисциплин в рамках предпрофильной подготовки в основной школе и на этой основе – перестройка содержания профильных курсов старших классов.

Задача ФИП – акцентирование деятельностного содержания учебных курсов в разработке содержания инновационных программ и контрольно-измерительных материалов  в координации со смежными дисциплинами, где главную роль будет играть определение конкретных образовательных результатов, диктуемых деятельностным подходом. Основные усилия будут сосредоточены на эффективной подготовке учащихся, выбирающих предпрофессиональное образование. Особое внимание необходимо направить на построение целостной естественнонаучной картины мира и формирование ключевых научных понятий и представлений. В рамках работ, реализуемых по тематике "Моделирование" будут разработаны и апробированы формы и способы включения моделирования как способа освоения понятий в различных школьных предметах.

Тема: "Математика и естествознание в гуманитарном профиле".

Ведущие:

  • Аронов А.М., кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Знаменская О.В., кандидат физико-математических наук, доцент, эксперт лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Янишевская М.А., кандидат психологических наук, доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО МГПУ.

Курс естествознания для обучающихся, выбравших гуманитарное направление должен строится по определенным правилам, а не быть "урезанным" курсом из "кусочков" отдельных естественнонаучных предметов. Школам будет предложены концепция и образцы предметного материала для совместной разработки программ математического образования для гуманитарных классах,  основанных на существенном уменьшении места и времени для освоения операционально-технических умений и навыков, и предполагающих достижение высоких образовательных результатов за счет увеличения внимания к освоению школьниками средств и способов понимания задачно-понятийного содержания, способствующего в том числе освоению содержания естественно-научных предметов.

9 февраля 17:00-18:00 мск

Тема: "Исследование актуальной системы разделения труда в образовании".

Ведущие:

  • Агапов А.М., младший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Мысина Т.Ю., младший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ;
  • Львовский В.А., кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.

Система образования регулярно сталкивается с новыми вызовами, связанными с дистанционным форматом, обновлением содержания образования, социальными трансформациями. Ответы на эти вызовы можно искать в изменении системы разделения труда: введении новых позиций, перераспределении функционала, организации сетевого взаимодействия.

На вебнаре предлагается обсудить:

  • вызовы к существующей системе разделения труда;
  • опыт участников в изменении системы разделения труда;
  • гипотезы возможных решений;
  • пример новой профессиональной позиции — тренер-технолог деятельностных образовательных практик.

10 февраля 16:00-17:00 мск

Тема: "Современная старшая школа: как подготовиться к тому, чего ещё нет"

Участники вебинара в живом общении с ведущими специалистами деятельностного подхода к обучению, педагогического дизайна, индивидуализации образования обсудят актуальные вопросы проектирования современной старшей школы:

  • итоговый индивидуальный проект как способ самоопределения в ситуации неопределённости;
  • какие soft skills и self skills важны для современных старшеклассников;
  • "исследовательская повестка" для оценки эффективности и развития сетевой старшей школы;
  • реализация спОсобно-сферного содержания обучения и подготовки старшеклассников;
  • предпрофильная подготовка в сетевом формате.

Ведущие: 

  • Блинов Г.Н., методолог, наставник в области проектной деятельности, почетный работник общего образования РФ;
  • Лебеденко А.В., магистр педагогики и информационной безопасности, менеджер проектов образовательной платформы "Открытая школа", доцент кафедры "Информационная безопасность" ФГАОУ ВО СевГУ;
  • Федякова А.В., региональный эксперт и сертифицированный тьютор Межрегиональной тьюторской ассоциации, магистр инновационной педагогики, координатор программ наставничества;
  • Черемных М.П., кандидат педагогических наук, руководитель лаборатории педагогического дизайна и гибридных образовательных технологий ФГАОУ ВО СевГУ, научный руководитель Фонда содействия развитию человеческого потенциала, со-учредитель и почетный член Межрегиональной тьюторской ассоциации.

Сегодня учителю, директору школы, родителю бывает непросто разобраться в том информационном потоке, который сопровождает изменения в школьном образовании, в том числе связанные с введением новых стандартов образования. Нередко возникает парадоксальная ситуация: учебный план практически не меняется; учебники по содержанию не отличаются от тех, по которым работали и 5, и 10, и 15 лет назад; классно-урочная система сохранилась – а результат школам, учителям, семьям нужно выдать новый. Таким образом, существует разрыв между теорией и практикой внедрения новых образовательных стандартов, на преодоление которого и направлен вебинар. При переходе на ФГОС среднего общего образования (10-11 классы) ситуация обостряется: ресурсов одной отдельно взятой школы катастрофически не хватает для обеспечения индивидуальных образовательных (профильных) программ. Во всём мире и в нашей стране назрела необходимость изменения содержания образования в старшей школе. Ядром образования должно становиться освоение молодыми людьми персональных способов деятельности – технологий конструирования, проектирования, исследования, коммуникации, управления, программирования. При этом предметный материал – не столько «слепки» научных знаний, сколько реальные сферы человеческой деятельности – современные и будущие.

10 февраля 17:00-17:30 мск

Тема: "Проектно-исследовательская деятельность в сетевой школе".

Ведущий: Якушина Е.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ.

В условиях цифровой трансформации образования интеграция проблемного подхода и включение исследований в методы обучения позволяет объединить в сетевую школу единые межшкольные проектные команды обучающихся из разных классов, школ, регионов и даже стран. Поделимся опытом организации совместной проектно-исследовательской деятельности обучающихся-партнеров под руководством педагогов-кураторов, организованной на основе сетевого взаимодействия и имеющей общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности.

10 февраля 17:30-18:00 мск

Тема: «Сетевое и партнерское взаимодействие ОО в рамках реализации Рабочей программы воспитания с акцентом на развитие личностного потенциала»

  • Иоффе А.Н., кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор, руководитель лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
  • Бычкова Л.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
  • Данилина А.А., кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Развитие личностного потенциала человека признается одной из ведущих ценностей современного образования и является условием подготовки подрастающего поколения к жизни в современном меняющемся мире и его качественного самоопределения в многообразии возможных жизненных траекторий. Совместно с сотрудниками Лаборатории развития личностного потенциала в образовании в ходе вебинара мы поговорим о том, каким образом и на основе какого содержания в рамках сетевого и партнерского взаимодействия может инициироваться и поддерживаться этот процесс в целях реализации Рабочей программы воспитания. Акцент в дальнейших исследованиях будет сделан на воспитательный потенциал и инструментальные возможности школьного урока.

 

 

 

Поделиться:

798 дней назад
7 февраля 16:00 — 10 февраля 2022 18:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов